Ландшафтный дизайнер из Парижа Мишель Пена ответил на вопросы журналистов из Татарстана о благоустройстве Казани.
Добрый день, дорогие друзья!
Меня зовут Мишель Пена, я ландшафтный архитектор из Парижа.
Я работал в прошлом году практически год над концепцией парка, который мы назвали Парк Горизонтов, расположенный напротив Кремля в Казани.
Вечерняя Казань: Известно ли Вам о проекте засыпки земельного участка в акватории Казанки и как это согласуется с Вашей концепцией «Парка горизонтов»?
РИАП АПРАЛ: В Вашем проекте «Парка горизонтов» имеется естественная и гармонично изогнутая береговая линия. Как Вы относитесь к попыткам переделать проект парка Горизонтов и сделать там выпрямленную, бетонную набережную, и почему?
Мишель Пена: Мы реализовали концепцию парка, который мы очень любим, и который очень бы хотели реализовать, потому что мы думаем, что он уместен в комплексе всего ландшафта города.
Конкретнее у нас есть противоположный берег, хорошо застроенный, архитектурный, исторический, с Кремлем, Мечетью, Русской церковью, с прекрасной архитектурной, и он должен быть однозначно другим относительно природного берега, берега парка, природы… Конечно же этот берег тоже застроен, есть высокие здания, но все это должно утопать в зелени, в полосах реписильвы, как мы это представили т.е. в зелени влажного леса вдоль реки. Поэтому здесь система лесов, полос зеленых галерей.
Проект, предложенный нами рожден от формы берега и соответствует ей. Мягкой, с большими изгибами, и как вы знаете, мы хотели воспользоваться эстетикой изгибов, чтобы сопроводить, продолжить берег реки до города с его городской геометрией.
Работа по трансформации пустыря к природному берегу, которую мы предлагаем реализовать, говорит о максимально природном береге Казанки. Это берег не может быть другим, иначе мы сделаем его очень жестким и пугающим, а мы хотим смягчить его, поэтому благоустраивать его нельзя как противоположный берег, урбанизированный и архитектурный.
Поэтому мы в первую очередь с уважением отнеслись к топографии места, а она едва уловима, потому что берег спускается постепенно. Топография играет огромное значение здесь, Чаша, расположена на искусственном холме, и мы сделали максимум, чтобы ее интегрировать в общий ансамбль ландшафта, не пряча ее, а интегрируя ее деликатно, сопровождая ландшафт линиями зеленых посадок, которые мы называем линиями горизонтов до самой воды.
Мы думаем, что для всех рек, для Казанки, для Волги, нельзя слишком внедряться в природу. Конечно же мы можем все засыпать, место-то есть, ведь Казанка гигантская и она не очень глубокая река. Получается, чисто технически-то ее легко засыпать.
Мы все знаем, что в городском благоустройстве и в строительстве есть большая проблема.
Когда мы строим что то, высокие дома, новые кварталы, у нас появляется огромное количество выкопанной земли. Мы делали парки, был такой случай, в пригороде Парижа, мы вынуждены были сделать большой холм, потому что рядом было выкопано много земли в строящемся близлежащем квартале, но это не была водная гладь.
И мы можем понять это, так как есть прямая экономическая выгода, чтобы использовать эту землю, а не вывозить ее с территории.
И однозначно кому то выгодно высыпать землю в Казанку, приехать с бульдозерами и грузовиками к ней…. НО МЫ НАСТАИВАЕМ что это огромнейшая ошибка, топографическая ошибка, историческая ошибка, так как это берег природный, и нельзя его слишком много менять и уничтожать, нужно сохранить его гармонию и нерегулярность, мягкость.
Засыпать с помощью выкопки для кого то будет однозначно выгодно экономически, особенно если это земля из ближайших строек, вместо того, чтобы возить куда-то дальше, но я уверен, что это реальная историческая ошибка.
Я понимаю, что здесь двигает весь процесс исключительно экономическая выгода, и мы все это знаем.
Вопрос от эко-активистов: «Парк горизонтов» планировался в рамках Стратегии развития Казанки (которую одобрил президент Татарстана) как экологический природный парк. В случае, если заливы около «Чаши» все же засыплют и вместо естественных спусков к воде сделают бетонную набережную, насколько парк на этом месте будет выпадать из этой Стратегии развития Казанки, насколько эта стратегия будет нарушена, искажена?
Мишель Пена: Он в продолжении Стратегии, наш проект максимально экологический. Очень мало бетонирования, много озеленения, через использование лесных полос-галерей, с целью размещения между ними открытых пространства для активностей. Наш проект в первую очередь направлен на развитие природы берега, его покрытие лесом, выполненное таким образом, чтобы позволить одновременно использовать берег для городских активностей.
Это по-настоящему экологический проект, это полная противоположность застроенного противоположного берега, так как у нас не архитектурный, а ландшафтный проект, с целью внедрения природы в центре города.
Это вполне возможно и мы верим в это, мы знаем, что есть всегда есть те, кто продвигают бетонирование, т.к. это легче, содержать проще, но мы всегда предлагаем убрать лишний бетон в городе, и сделать набережную как можно природной, иначе в нашем случае мы не будем соответствовать стратегии природного парка.
А еще это в нашем техническом задании, которое мы получили от города, шла речь о создании концепта экологического парка, в котором как вы знаете есть 7 горизонтов -лесных полос с разным породным составом в зависимости от того, в какой части находится этот горизонт — ближе к воде или к городу. Это настоящая работа по созданию экосистем, которую мы внедряем, с особой формой для городского использования, это создание нового парка в рамках стратегии, и если мы начинаем бетонировать, мы возвращаемся в 20 век.
News.ru: Как Вы считаете, может нужно засыпать этот залив, И так ли это страшно для реки, если засыпать мелководный залив?
Аргументы и Факты: Часто ли ради парков делают искусственные земельные участки на реках?
Реальное время: Встречались ли Вы с подобной практикой во Франции и в других странах, где Вы работали? Как Вы относитесь к такому воздействию человека на природу?
Мишель Пена: Территория Казани прекрасная, еще и потому, что город расположен на Казанке, и Кремль доминирует это гигантское пространство. В настоящее время со всеми экономическими и техническими ресурсами, которыми мы обладаем, мы можем засыпать все реки. А нужно сделать наоборот, сделать практически сакральными такие ландшафты, потому что мы их никогда не сделаем вновь. Я объехал весь мир и подтвержу вам, что никогда еще не видел такого ландшафта: огромную гладь воды, пусть она и не глубокая, в сочетании с Кремлем и историческим городом. Это если бы я начал засыпать вокруг известнейшего места горы Монт Сен Мишель, чтобы сделать ее максимально удобной.
Во Франции мы в последнее время сделали все, чтобы откопать эту территорию, так как на протяжении 20 век мы засыпали ее, полагая что это будет гениально, так как можно будет разместить кучу парковок! А в 21-м веке мы говорим, что это была очень плохая идея, так как Монт Сен Мишель это наследие ЮНЕСКО, это всемирное наследие принадлежащее всей планете, и надо, чтобы вода оставалась вокруг, как есть, пусть это не глубоко, но этот пейзаж составляет богатство этого места.
В Казани та же ситуация, как Монт Сен Мишель, и можно засыпать всю Казанку и сделать огромнейшую парковку вокруг Кремля, но это исторический нонсенс.
В 21 м веке мы все в поисках природы в городе, и делаем все, чтобы это были практически сакральные места, и для меня Казанка это как раз такое природное место, с узнаваемым знаковым ландшафтом.
Аргументы и Факты: Насколько место напротив Казанского Кремля подходит для парка, ведь это самый центр города – а это значит, выбросы и загазованность. Хорошо ли это для парковых растений?
Мишель Пена: Да, да, да! Берег Казанки это лучшее место для создания парка. Чем больше я создаю парков в загрязненных экологически местах, тем большую ценность я несу, и это работа ландшафтных архитекторов 21 го века привнести очищающую природу, которая улучшит наше качество жизни, здоровье жителей, естественно это приведет к уменьшению количества автотранспорта в городе или их качество с использованием электромобилей или авто с меньшим количеством выбросов, и огромная задача в 21 веке перед нами всеми это объединить природу и город. Дайте мне самые грязные ужасные места в городе, свалки, и я там вам сделаю сад! Вот цель моей жизни! Вот почему я живу. И именно это надо делать. Да, Если есть загрязнения, мы посадим деревья, постепенно они адаптируются, и постепенно начнут очищать воздух.
РИАП АПРАЛ: Уместно ли размещать крупные здания и их обширную инфраструктуру внутри природных парков?
А разве в нашем парке есть проекты строительства зданий? Чаша? Я не против зданий вообще в городе, и я считаю, что нужно уплотнять города, так как нужно меньше захватывать сельхоз земли и загрязнять их. Природная земля это святое, и мы видим сейчас, что плодородная земля это бесценный ресурс, который может закончиться, и вокруг Казани и других городов надо остановить захват плодородных земель, надо думать над уплотнением городов, и уплотняя, заполнять их на сколько можно природой. Работа по правильной интеграции архитектуры в ландшафт называется ландшафтный проект, и мы занимаемся этим во Франции, и если мы приезжаем к вам в Россию, мы тоже несем эту идею.
Когда вы приедете в Париж, очень надеюсь, что вы сможете приехать(!), я сделал парк у Порт Баньоле в Париже, 30 га, получивший классификацию природного НАТЮРА 2000, и это в непосредственной близости с крупной развязкой окружной автодороги.
Аргументы и Факты: Насколько глубоко проработан Ваш проект «Парка горизонтов» для Казани, существует ли окончательный вариант проекта этого парка?
News.ru: Как Вы думаете, какова перспектива реализации Вашего проекта в Казани?
Мишель Пена: Мы сделали супер концепт, можно сказать, что сделали намного больше, чем просто концепция, которые обычно раскрывают идеи. Рисовали проект, делали исследования, моделировали, даже в 3D cделали уже модель, и управляем видением парка, и я надеюсь, и я в это очень сильно верю, что парк будет реализован, так как это инновационный парк, не повторяющий парки 19 го и 20 веков, когда много бетонировали, мы готовы продолжать, и приехать в Россию сажать деревья и преобразовывать города я не боюсь, я буду только гордиться этой работой.
РИАП АПРАЛ: Согласитесь ли Вы разрабатывать проекты для других Парковых территорий и акваторий Казани если Вам это предложат?
У нас был великолепный контакт с мэром и его командой в прошлом году, нам очень понравилась поездка в Казань, хоть было реально холодно, но мы оделись для такого случая, и конечно же у нас есть амбиции продолжить подобную работу с другими территориями города.
Работа же над нашим парком продолжается, она включает размышления и идеи городского развития, а перед городом стоят задачи максимальной сложности связанные с территориями близкими к центру, однозначно есть давление застройщиков, есть цели, экономического, экологического порядка. И решения принимаются по парку без спешки, и мы это прекрасно понимаем, это нормально, но мы готовы продолжить работу, если нас пригласят.
Я был бы рад еще поработать в Казани, потому что нашли общий язык и великолепно поработали с Казанскими коллегами, и если я могу помочь развить и создать крупный экологический парк в Казани, однозначно, я это сделаю с энтузиазмом.