В защиту вышиванки. Андрей Манчук

Принудительное внедрение культа вышиванки только отталкивает от него многих украинцев

В защиту вышиванки. Андрей Манчук

Принуждение к рубахе

Вчера в Украине отмечали День вышиванки, когда улицы украинских городов полнятся одетыми в вышитые сорочки людьми. Этот неофициальный в прошлом праздник национального костюма быстро вошел после Евромайдана в число официозных государственных торжеств. Более того, одетая в этот майский день вышиванка стала своеобразным политическим дресс-кодом, который демонстративно свидетельствует всем о патриотизме и лояльности к действующей власти.

Впрочем, иногда это даже хуже показного нарочитого патриотизма. Зачастую, речь идет о принуждении к патриотизму — поскольку многие школы, вузы, государственные и частные учреждения Украины в добровольно-принудительном порядке предлагают служащим и учащимся приходить в этот день в национальных одеждах. Не очень заботясь о том, хочется ли им это делать, и за какие деньги придется покупать политкорректные вышиванки. И эта тоталитарная казенная принудиловка отталкивает многих людей, которые с удовольствием готовы одеть национальную рубаху — по собственному желанию, и там, где это хочется самому.

«Я люблю вышиванку. Мне ее для удобства носить нравится. Она у меня льняная, широка, летом прохладно в ней… Но вот, на улице, смотрю, дети в школу топают с вышиванками. Что малой, что старшой. Думаю, все как один, молодцы. А потом вспоминаю школу, где работала моя девушка — так там прямо была обязаловка приходить в вышиванках в этот день. Иначе — вызывают родителей. Родители как ошпаренные мечутся по магазинам, покупают вышиванки, платят неимоверные деньги.

Знакомый звонит, в банке работает: «одолжи вышиванку, начальство проверять будет». Что? Начальство проверять будет, чтобы все в вышиванке было? Это форменная одежда? А чего работодатель ей не обеспечит? Зато выговор обещает. Красота. Я считаю, что только такими методами мы победим советское прошлое. Всех я вижу с одной улыбкой на лице, радостно и в вышиванках встречают новый день. Красота. Жаль, что строем не ходят», — описывает эту ситуацию блогер Антон Визковский.

Впрочем, он не совсем прав — школьники во многих регионах страны действительно ходят в этот день строем, на многочисленных праздниках, посвященной новому государственному празднику. Который, кстати, почти совпадает по дате с советским Днем Красной Пионерии.

Вышыванка не виновата

Это принуждение к вышиванке имеет давнее определение «шароварщина» — которое, правда, касается другого, нижнего элемента нашего традиционного национального костюма. Оно вовсе не направлено против традиционных шаровар, которые носили в быту наши предки, но говорит о том, какую пошлость и глупость представляет собой старинная народная одежда, когда ее заставляют носить по разнарядке, за пределами фольклорных праздников или свадебных обрядов в национальном стиле.

Сегодня шароварщина внедряется в Украине на официальном уровне, как составная часть государственной политики. И вполне естественно, что от этого страдает сама вышитая рубаха. Множество недовольных ее насильственным продвижением украинцев начинают воспринимать вышиванку как что-то «жлобское», «рагульское» или «сельское» — то есть, как символ торжествующей провинциальной отсталости и агрессивного этнического национализма.

Конечно, это несправедливая и неправильная оценка. Традиционная украинская рубаха является элементом народной культуры, и она вовсе не виновата в том, что стала объектом националистической политики украинских властей. Сама по себе вышиванка несет в себе не больше национализма, чем русская косоворотка или шотландский килт. Более того, эта рубаха впервые стала выпускаться в промышленных масштабах именно в советские, и, больше того —сталинские времена, когда она вошла в общесоюзную моду, вместе с  черкеской, тюбетейкой, бухарским халатом, и другими народными костюмами союзных республик. Вышиванки часто изображались на картинах сталинских времен — в том числе, вместе с изображением самого «вождя народов». Ее часто любил носить генсек Никита Хрущев, а одна из фотографий этой эпохи запечатлела одетого в украинскую рубаху Лаврентия Берия, против которого завели на днях дело украинские прокуроры.

Естественно, вожди диктовали моду для партактива — так, известная картина «У парторга» художника Владимира Путейко, которую можно видеть в экспозиции Массандровского дворца, изображен одетый в вышиванку руководитель среднего звена, который сурово отчитывает провинившегося перед семьей комсомольца.

В защиту вышиванки. Андрей Манчук

Кроме того, вышиванку активно носила городская интеллигенция — от физиков и математиков до представителей лирических творческих профессий. Тогда как молодые жители советского села, напротив, старались одеваться в городской современный костюм. И такая ситуация, в целом, сохранялась в Украине вплоть до конца восьмидесятых годов — когда вышиванку начали примерять на себя в качестве своего символа почувствовавшие сладкий вкус власти националисты. Сегодня они даже рассказывают нам о советских репрессиях против вышиванки — хотя этот миф легко разоблачается огромным количеством документальных и художественных памятников, которые охватывают буквально весь период советской истории. Вплоть до изображений одетого в вышиванку Ленина. Здесь можно вспомнить даже День Пионерии — известный советский фильм «Киевлянка» среди прочего изображает катающихся по Днепру пионеров и комсомольцев, которые одеты в национальные костюмы, вместе с «коммунистической» символикой, и поют при этом украинские народные песни.

Итак, не стоит подыгрывать украинской власти, которая пытается отождествить украинский костюм с национализмом, которому он никогда не принадлежал. Шовинистическое безумие не будет вечным, а традиционные элементы народной культуры сохранятся и в новом обществе, где никто не будет превращать их в инструмент государственной пропаганды.

«Лично мне немного обидно, что прекрасный национальный наряд стал признаком слабоумия. Возможно подобная ситуация когда-нибудь изменится. Но для начала нужно перестать меряться патриотизмом по средствам вышитой рубахи», — пишет об этом киевлянка Диана Ванади.

Безусловно, она права.

Андрей Манчук, Ukraina.ru

Источник


Публикация "В защиту вышиванки. Андрей Манчук" может не совпадать с вашими взглядами и убеждениями, поэтому мы предлагаем высказать свою точку зрения в комментариях.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *